• Мое избранное
  • Сохранить в Word
  • Сохранить в Word
    (альбомная ориентация)
  • Сохранить в Word
    (с оглавлением)
  • Сохранить в PDF
  • Отправить по почте
ЧТО ОСТАНЕТСЯ после МЕНЯ...

Отправить по почте

Toggle Dropdown
  • Комментировать
  • Поставить закладку
  • Оставить заметку
  • Информация new
  • Редакции абзаца

ЧТО ОСТАНЕТСЯ после МЕНЯ...

Один японский мудрец сказал:
«Что останется после меня?
Цветы весной.
Кукушка в лесу.
Осенью листья клена».
Что останется после меня, когда уйду в мир иной? Я сохраню все в первозданном виде, созданное природой, что оставили мои предшественники.
А что оставим мы? Какое наследие оставим? Какую культуру сохраним?
В последнее время источником обсуждения стала тема культуры. Скандалы, преследования, увольнения. Что происходит сейчас в отечественной культуре под руководством Министерства культуры?
В списке уволенных министром культуры Актоты Раимкуловой оказалась Ая Калиева, которую сняли с поста директора театра оперы и балета им.Абая.
Эта сенсация полетела во все соцсети и продолжила список экстренных новостей на фоне утихающих событий пандемии.
Для театрального, музыкального сообщества и для общественности страны это стало болевым шоком. Для коллектива Национального академического театра оперы и балета - ударом в сердце. Когда отнимают дорогое – накрывает потрясение, ступор, боль.
Снять с должности, звучит, как снять с вешалки пальто? Причем, без объяснений и переговоров. Почему министерству нельзя было сохранить человека с высокой компетенцией в области культуры?
Калиеву за 10 лет в качестве первого руководителя перебрасывали из одной горящей точки в другую: из колледжа Чайковского, хореографического Селезнева, в филармонию, затем театра имени Абая. Она тушила пожары в коллективе, делала капитальный ремонт, поднимала имидж страны и для Министерства культуры была службой спасения.
Что случилось сейчас? Какое основание для увольнения выдвинуто Министерством культуры?
За два года управления театром Ая Калиева выстроила конструктивные, доверительные отношения с коллективом в несколько сотен человек. Гибкость ума, деловой характер в отношениях с людьми – признаки сильного топ менеджера. А это - большое искусство.
И если в Министерстве культуры не смогли наладить отношения с одним человеком, то возникает вопрос: владеют ли этим искусством наверху?
Известно, что существующий трудовой договор Министерства Культуры с Калиевой бессрочный. Трудилась на посту директора театра 2 года и  прежний 10-летний срок службы устраивал. И вдруг в последний момент срок годности прошел? Продукт испортился? Прошла сезонность? Сняли с вешалки, освободились от ненужного и обновили гардероб.
За этой экзекуцией не оценивается  сама личность. Не важна его полезность в обществе, достижения в культуре, вклад в искусство. Почему стирается значимость самого человека?
С экономическим ростом представление о ценности личности запредельно изменилось и исказилось. На первый план выдвигаются материальное благополучие и увлекательная жизнь. На втором, такие категории, как отсутствие войны, охрана природы. И в качестве, дополнительной составляющей – наследие и культура.
Объективные законы существования социальной системы общества сохраняют свою целостность посредством культуры и интеллекта. И в ситуации с Калиевой необходимо оценивать не то, что она имеет, а что представляет собой как музыковед, композитор, заслуженный деятель искусств. Какую существенную пользу и духовные ценности она вносит в отечественную культуру с модернизацией и заметными переменами.
Личный кейс ее заслуг и достижений за 10 лет в качестве топ менеджера достаточно весомый. Под руководством Калиевой разработаны и опубликованы ценные издания учебной и методической литературы: альманах «Шежірелі шаңырақтың жұлдызды жарқын жолы" и " Қазақстан хореографиясының Алтын бесігі". Эти страницы истории стали настольными книгами для студентов, музыковедов, балетоведов.
Заботясь о сохранении музыкального наследия, Калиева начала осуществление проекта по оцифровке всего нотного депозитария для создания центра по изучению казахского композиторского наследия. И это годы терпеливого труда, которые ещё предстоят.
Во времена жесткого локдауна в театре подготовлены и в последствие представлены зрителю крупные музыкальные проекты, посвященные юбилейному году Абая.
Ая посчитала своим музыкальным долгом, как композитор реализовать проект документального видеофильма «Мой Абай», в котором впервые с 1944-2020 годы собраны все редакции и постановки оперы «Абай» А.Жубанова и Л.Хамиди.
В период карантина театр оперативно перестроился, выдавая в онлайн эфир концерты из дома, мастер-классы, конкурсы, участвовал в международных проектах. У зрителей возрос интерес к культуре пения и балету. И театр занял третье место среди театров стран СНГ по онлайн эфирам и стал первым среди казахстанских театров по публикациям в СМИ и онлайн трансляциям.
И это далеко не полный список нужных для общества проектов под руководством Калиевой.
К сожалению, пока не взвешен масштаб значимости открытий сегодня и сейчас. Как правило, будущие поколения определяют достоинства и истинную ценность. А почему не оценить сейчас полезность и вклад труда?
Очевидно, что культура — это не только материальные и нематериальные ценности. Культура – это то, что создано самим человеком, обществом. И это не оценивается в кг или тоннах. Это ощущается кожей или в обычной простой вежливой форме, как спасибо, извините.
Возникает вопрос: как понимать - небрежность и срочность, с которой был выслан приказ Министерства культуры об увольнении Калиевой по системе мгновенного обмена WhatsApp? Спешность, ошибка?
К примеру, в Японии существует более 20 способов извинения. Причем «извинение», включает понятие «спасибо». А к людям, которые сохраняют культуру и национальное наследие – отношение особое. Их признают и выводят в ранг национального достояния.
В Японии людей-носителей нематериальных культурных ценностей, имеющих уникальные знания, навыки - называют «живым национальным сокровищем». По закону «Об охране культурных ценностей» в их обязанности входит обучение преемников, развитие своих знаний, организация творчества, публичные выступления.
И в этом высокая культура.
А что останется после нынешнего руководства Министерства культуры, если на корню уничтожается наше собственное «живое национальное наследие»?
Кто понесет ответственность: за моральный вред, причиненный коллективу театра? За духовный ущерб, нанесенный отечественной культуре?
Что останется после меня...
Продюсер, телевизионный журналист Ирина Никонова