Проблемы законодательного определения недобросовестной конкуренции
Ошибки в ключевых положениях в специальном законодательном акте должны быть незамедлительно исправлены, чтобы исключить какие-либо коллизии в правоприменительной практике. Юрист А. Бикебаев обосновывает свою точку зрения.
В условиях рынка конкуренция является ключевым фактором развития экономики. Однако поощрение конкуренции возможно до определенных границ - под защитой государства находятся лишь справедливые и добросовестные методы ведения конкурентной борьбы, а недобросовестная конкуренция, наоборот, подлежит запрету и преследуется по закону.
Недобросовестные методы конкуренции являются весьма распространенными. Поэтому эффективная борьба с этим злом является необходимым условием для развития экономики страны. К примеру, в ФРГ ежегодно рассматривается около 20 тысяч дел о фактах недобросовестной конкуренции /1/. В Казахстане же в 2009 году антимонопольным органом по факту осуществления недобросовестной конкуренции было возбуждено лишь 11 дел об административных правонарушениях /2/.
Конкурентное законодательство включает две обособленные сферы:
1) нормы антимонопольного законодательства;
2) нормы о недобросовестной конкуренции.
Разграничение этих сфер связано с тем, что они имеют разные и даже в некотором смысле противоположные цели. В первом случае основной целью является защита конкуренции от ограничений ее со стороны субъектов рынка и государственных органов, в этой связи традиционно этим направлением занимается антимонопольный орган. Во втором случае целью является не защита конкуренции от ограничений ее со стороны других лиц, а, наоборот, чрезмерная конкуренция с использованием нечестных методов ведения конкурентной борьбы, в этой связи это направление в некоторых странах не относится к полномочиям органа по защите конкуренции. Недобросовестная конкуренция по своей природе - это искажение (деформация) конкуренции, т.е. применение нечестных (нелояльных) методов конкурентной борьбы одним конкурентом по отношению к другому конкуренту /3/.
Помимо вышеизложенного, если для пресечения монополистической деятельности обычно требуются активные действия со стороны антимонопольного органа, то выявление и пресечение недобросовестной конкуренции зачастую происходит усилиями самих потерпевших путем подачи ими исков в суд.
В связи с указанными особенностями законодательное регулирование недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности традиционно осуществляется в двух отдельных законодательных актах. В ФРГ считающийся классическим Закон против недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 года (в редакции законов 1970 и 1975 годов) «является ядром специальной ветви законодательства, отличной от антимонопольных законов... В Великобритании пресечение проявлений недобросовестной конкуренции осуществляется в рамках общего права о деликтной ответственности, выработанных прецедентов и специальных законодательных положений о недобросовестной конкуренции» /4/. При этом в некоторых государствах вообще отсутствуют специальные законы о недобросовестной конкуренции, а соответствующие нормы содержатся в различных законах. «В Римском договоре, например, отсутствуют нормы о запрете недобросовестной конкуренции. Во Франции для защиты от недобросовестной конкуренции используется ст. 1382 ГК, содержащая общие положения об ответственности за вред, причиненный правонарушением. Такая же ситуация - в Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге» /5/. В США законы о недобросовестной конкуренции «исторически тесно переплетаются с антитрестовским законодательством, а поэтому обычно рассматриваются как составная часть последнего. Однако и здесь проявляется тенденция к расчленению этих двух сфер правового регулирования рыночных отношений, поскольку законодательство о «нечестной конкуренции» или «нечестной торговле» не ставит перед собой целью воздействие на структуру рынков и предпринимательские отношения, а предназначено для охраны потребителей от обманных действий в торговле» /6/.
В казахстанском законодательстве до 1 января 2009 года были два отдельных законодательныхакта - Закон РК № 232-I от 9 июня 1998 года «О недобросовестной конкуренции» и Закон РК № 173-III ЗРК от 07 июля 2006 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Первый был направлен на регулирование отношений в сфере недобросовестной конкуренции, а второй - на ограничение монополистической деятельности и антиконкурентных действий государственных органов. При этом в Законе «О недобросовестной конкуренции» содержались, как это ни странно, дублирующие нормы, направленные на пресечение монополистической деятельности. В условиях, когда Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» не распространял свое действие на деятельность местных государственных органов, на практике такой минус иногда оказывался плюсом.
В настоящее время законодатель отказался от раздельного законодательного регулирования недобросовестной конкуренции и защиты конкуренции, включив их в единый акт - Закон РК № 112-IV ЗРК от 25 декабря 2008 года «О конкуренции». Таким образом, казахстанский законодатель, также как и российский, пошел по нестандартному пути.
В соответствии со ст. 11 ГК РК монополистическая и всякая иная деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается. При этом под недобросовестной конкуренцией согласно вышеуказанной статье ГК РК понимается совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего
аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей, в частности: