• Мое избранное
  • Сохранить в Word
  • Сохранить в Word
    (альбомная ориентация)
  • Сохранить в Word
    (с оглавлением)
  • Сохранить в PDF
  • Отправить по почте
Понятие и гражданско-правовая характеристика договора лизинга по законодательству Республики Казахстан
Документ показан в демонстрационном режиме! Стоимость: 80 тг/год

Отправить по почте

Toggle Dropdown
  • Комментировать
  • Поставить закладку
  • Оставить заметку
  • Информация new
  • Редакции абзаца
Дуйсенова А.Е.
Младший научный сотрудник
НИИ частного права КазГЮУ
Понятие и гражданско-правовая характеристика договора лизинга по законодательству Республики Казахстан
Договор лизинга является одним из видов гражданско-правовых обязательств в законодательстве Республики Казахстан, правовое регулирование которого в настоящее время сопряжено с рядом проблем. Прежде всего, это проблемы определения правовой природы договора лизинга, определения его существенных признаков, классификации форм и видов лизинга, проблемы формирования структуры договорных связей лизинговых правоотношений и многие другие. В рамках настоящей статьи подвергается анализу первоочередная, на наш взгляд, проблема – исследование понятия договора лизинга, вызывающая наибольший научный интерес и порождающая на сегодняшний день массу дискуссий.
В настоящее время правовое регулирование лизинга в Казахстане осуществляется нормами Гражданского кодекса, содержащего родовое понятие договора лизинга, и Законом о финансовом лизинге, детально регулирующим особенности финансового лизинга как вида инвестиционной деятельности. Следует отметить, что с принятием Закона РК от 5 июля 2000 г. № 75-II «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лизинга», а также Закона РК от 10 марта 2004 г. № 532-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам финансового лизинга» нормам Закона о финансовом лизинге как нормам специального законодательства был придан приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса, регулирующими договор лизинга. Между тем, многие положения Закона о финансовом лизинге, на разработку которого сильное влияние оказал российский Федеральный закон о лизинге, основанный на концепции лизинга как экономико-правовой категории, находятся в противоречии с положениями Гражданского кодекса РК.
Следует отметить, что в действующем гражданском законодательстве РК между понятиями «лизинг» и «договор лизинга» законодатель не всегда проводит четкую грань. В результате, в параграфе 2 главы 29 Гражданского кодекса понятие «лизинг» используется в качестве синонима понятия «договор лизинга». Так, например, в ст. ст. 566, 569 ГК используется понятие «предмет лизинга», в то время как речь идет о таком понятии, как «предмет договора лизинга». Для сравнения отметим, что в аналогичной статье 666 ГК РФ законодателем, на наш взгляд, более точно используется понятие «предмет договора финансовой аренды».
Анализ же норм Закона о финансовом лизинге позволяет сделать вывод, что в данном нормативном правовом акте, в отличие от ГК РК, понятия «лизинг» и «договор лизинга» не являются тождественными, поскольку здесь законодатель рассматривает понятие «финансовый лизинг» как вид инвестиционной деятельности. Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время в Казахстане Гражданским кодексом регулируется договор лизинга как разновидность договора имущественного найма (аренды), а Закон о финансовом лизинге посвящен регулированию финансового лизинга как вида инвестиционной деятельности, которая в свою очередь представляет собой одну из многочисленных разновидностей предпринимательской деятельности.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 565 ГК РК договором лизинга признается особый вид договора имущественного найма (аренды), по которому лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у продавца и предоставить лизингополучателю это имущество во временное владение и пользование для предпринимательских целей за плату.
Согласно же ст. 1 Закона о финансовом лизинге, финансовым лизингом является вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель обязуется передать приобретенный в собственность у продавца и обусловленный договором лизинга предмет лизинга лизингополучателю за определенную плату и на определенных условиях во временное владение и пользование на срок не менее трех лет для предпринимательских целей. При этом передача предмета лизинга по договору лизинга должна отвечать одному или нескольким из следующих условий: 1) передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю и (или) предоставление права лизингополучателю на приобретение предмета лизинга по фиксированной цене определены договором лизинга; 2) срок лизинга превышает 75 % срока полезной службы предмета лизинга; 3) текущая (дисконтированная) стоимость лизинговых платежей превышает 90 % стоимости предмета лизинга.
Следует отметить, что определение договора лизинга, содержащееся в п. 1 ст. 15 Закона о финансовом лизинге, лишь текстуально близко к определению, предусмотренному п. 1 ст. 565 ГК РК. Так, если в соответствии с п. 1 вышеназванной статьи ГК лизингодатель обязуется приобрести имущество и передать его лизингополучателю, то согласно п. 1 ст. 15 Закона лизингодатель обязуется передать лизингополучателю уже приобретенный в собственность у продавца и согласованный с лизингополучателем предмет лизинга. В то время как в соответствии с пп. 1) п. 2 ст. 11 Закона лизингодатель обязан приобрести в собственность у продавца согласованный с лизингополучателем предмет лизинга для передачи его лизингополучателю на условиях договора лизинга. Таким образом, указанные нормы Закона в действующей редакции находятся в противоречии между собой, а определение договора лизинга, содержащееся в п. 1 ст. 15 Закона, противоречит аналогичному определению, предусмотренному ст. 565 ГК, что наряду с иными противоречиями между Законом и Гражданским кодексом может свидетельствовать о недостаточном уровне юридической техники Закона.
Как известно, в мировой практике основными видами лизинга признаны финансовый и оперативный лизинг. Действующее лизинговое законодательство Республики Казахстан не содержит определения «оперативный лизинг», при котором, как правило, имущество передается на срок, существенно меньший срока его экономической службы, а по истечении срока договора – возвращается лизингодателю, который в таком случае не получает полную компенсацию осуществленных им затрат.
Исходя из анализа норм параграфа 2 гл. 29 ГК РК и Закона о финансовом лизинге, можно сделать вывод, что понятие «договор лизинга», закрепленное в п. 1 ст. 565 Гражданского кодекса, является родовым по отношению к таким его видам как договор финансового и договор оперативного лизинга. При этом в силу того, что особенности договора финансового лизинга регулируются нормами Закона о финансовом лизинге, фактически имеющего приоритет перед нормами Гражданского кодекса, можно сделать вывод, что в настоящее время отдельные положения ГК в основном применяются к оперативному лизингу.
С учетом вышеизложенного попытаемся дать гражданско-правовую характеристику договора лизинга, взяв за основу определение родового понятия «договор лизинга», предусмотренного п. 1 ст. 565 Гражданского кодекса РК. При этом отметим, что поскольку в соответствии с законодательством Республики Казахстан договор купли-продажи имущества, передаваемого в лизинг, рассматривается в качестве договора в пользу третьего лица, в настоящей статье мы остановимся на характеристике непосредственно договора лизинга, заключаемого между лизингодателем и лизингополучателем.
Как известно классификация гражданско-правовых договоров может проводиться по различным критериям. Рассмотрим договор лизинга в свете основных классификаций договоров, применяемых в законодательстве и юридической литературе<1>. Анализ вышеназванного определения договора лизинга позволяет сделать следующие выводы.
1. Договор лизинга является консенсуальным договором, поскольку для его заключения достаточно, чтобы его стороны – лизингодатель и лизингополучатель в письменной форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора лизинга, при этом передача имущества, являющегося предметом договора лизинга, как правило, осуществляется не в момент заключения договора, а спустя определенное время. К тому же, особенность договора лизинга заключается в том, что передача имущества осуществляется не лизингодателем, а продавцом, стороной договора лизинга не являющимся.
2. В соответствии с п. 1 ст. 383 Гражданского кодекса договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным договором. Согласно условиям договора лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у продавца и предоставить лизингополучателю это имущество во временное владение и пользование для предпринимательских целей за плату. Таким образом, договор лизинга является возмездным договором.
3. Договор лизинга является взаимным договором, поскольку каждая из его сторон – и лизингодатель, и лизингополучатель имеют права и несут обязанности, в отличие от односторонних договоров, в которых у одной стороны возникают только права, а у другой только обязанности.
4. Как известно, одним из традиционных критериев, применяемых при классификации гражданско-правовых договоров, является признак направленности договорных обязательств. Так, выделяют договоры однотипные, порождающие обязательства определенного вида, и смешанные договоры. Легальное определение смешанного договора содержится в ст. 381 ГК РК, согласно которой стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяется в соответствующих частях законодательство о договорах, элементы которых содержатся в смешанных договорах, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Таким образом, смешанный договор, во-первых, представляет собой договор, прямо не предусмотренный законодательством, во-вторых, в таком договоре в отличие от однотипных договоров содержатся элементы различных гражданско-правовых договоров, прямо предусмотренных законодательством.
Особенность договора лизинга, в отличие от иных видов договоров имущественного найма (аренды), заключается в том, что в случае заключения договора лизинга с участием трех субъектов – лизингодателя, лизингополучателя и продавца, в нем одновременно объединяются два обязательства. В связи с этим возникает закономерный вопрос: является ли такой договор договором смешанного типа? На наш взгляд, договор лизинга следует признать однотипным договором. Дело в том, что договор лизинга наряду с характерными элементами арендных обязательств, а также обязательств, вытекающих из договора купли-продажи, включает в себя и такие элементы, которые характерны только для договора лизинга. Например, обязанность лизингодателя приобрести указанный лизингополучателем предмет лизинга у указанного им же продавца. Данная особенность наряду с другими существенными признаками и позволили законодателю выделить договор лизинга в самостоятельную разновидность договора имущественного найма (аренды).
До принятия Особенной части Гражданского кодекса РК заключаемые на практике подобные договоры, не предусмотренные действующим на тот момент законодательством, действительно, являлись смешанными по своей юридической природе. В настоящее же время договор лизинга, с нашей точки зрения, является однотипным договором.
5. В зависимости от того, порождает ли заключенный договор у его сторон права и обязанности по передаче имущества, оказанию услуг или выполнению работ либо только обязанность сторон заключить такой договор в будущем, все гражданско-правовые договоры можно классифицировать на основные и предварительные. Определение предварительного договора дано в ст. 390 ГК РК, в соответствии с которым по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Очевидно, что договор лизинга может быть как основным, так и предварительным. В каждом конкретном случае все зависит от намерений и волеизъявления лизингодателя и лизингополучателя. Сложность структуры договорных связей, возникающих при оформлении правоотношений лизинга, породила бытующее в настоящее время расхожее мнение о необходимости обязательного использования конструкций предварительного и основного договора.
Так, по мнению Р.А. Маметовой, «даже при трехстороннем классическом лизинге недостаточно договора купли-продажи и договора лизинга. Из смысла ст. 565 ГК РК, ст. 15 Закона РК «О финансовом лизинге» вытекает, что вначале подписывается договор лизинга, затем купли-продажи. Данная проблема очень актуальна. Разрешение ее возможно и практически удобно путем включения в пакет подписываемых документов преддоговорного договора, например лизингового соглашения. Тогда заключение лизинговой сделки будет происходить по следующим этапам:
- соглашение о заключении договора о лизинге, в котором ставится цель заключения купли-продажи лизингового имущества с продавцом, договора лизинга между сторонами лизингового соглашения;