Toggle Dropdown
О практике применения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего право на защиту
Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 декабря 2002 года N 26
Данная редакция действовала до внесения изменений от 25.06.2010 г.
Реализация конституционного положения о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с участием адвоката (защитника), способствует осуществлению судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, установлению истины по делу, постановлению законного, обоснованного судебного решения.
На всех стадиях уголовного процесса подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному законом предоставлено и гарантировано право на защиту от уголовного преследования, обвинения и осуждения.
Изучение судебной практики показало, что в ходе предварительного расследования и при отправлении правосудия конституционные нормы и требования уголовно-процессуального закона о праве на защиту соблюдаются.
Вместе с тем имеют место случаи, когда органы, ведущие уголовный процесс, допускают нарушения норм, регулирующих право на защиту, а адвокаты не в полной мере используют предоставленные им возможности осуществления защиты.
В целях устранения недостатков и нарушений уголовно-процессуального закона, правильного и единообразного разрешения вопросов, возникающих в судебной практике по обеспечению подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному права на защиту, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет:
1. Принцип уголовного процесса о праве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного и оправданного на защиту является конституционным, поэтому органы, ведущие уголовный процесс, обязаны неукоснительно выполнять положения, закрепленные в пункте 3 статьи 13_, в пункте 3 статьи 16_ Конституции Республики Казахстан и соответствующих нормах Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК).
2. Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного на защиту - это совокупность всех предоставленных законом процессуальных возможностей для опровержения возникшего подозрения, предъявленного обвинения или смягчения ответственности и наказания, а также право оправданного на возмещение вреда, причиненного незаконным задержанием, привлечением в качестве обвиняемого, применением меры пресечения, преданием суду и осуждением.
3. Обеспечение органами, ведущими уголовный процесс, права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного на защиту в совокупности с другими принципами уголовного процесса является гарантией справедливого разбирательства и принятия правильного решения по делу. Поэтому нарушение права на защиту может повлечь последствия, предусмотренные статьей 9 УПК.
4. Исходя из пункта 3 статьи 13_ Конституции Республики Казахстан, статьи 28 УПК, гарантирующих каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в качестве защитника могут быть допущены адвокат либо лица, указанные в части 2 статьи 70 УПК, если они обладают специальными юридическими знаниями и способны оказать квалифицированную юридическую помощь, что является важнейшей гарантией обеспечения права на защиту.
Если лицо, избранное подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным в качестве защитника, не способно обеспечить квалифицированную юридическую помощь, органы, ведущие уголовный процесс, обязаны обсудить вопрос о привлечении в качестве защитника адвоката. В таких случаях лицо, избранное в качестве защитника, может участвовать в деле наряду с профессиональным защитником.
5. Допуск защитника к участию в деле осуществляется на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс, в котором должно отражаться разъяснение полномочий защитника, перечисленных в статье 74 УПК.
При решении вопроса об участии в деле в качестве защитника адвокатов, супруга (супруги), близких родственников или законных представителей подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, представителей профсоюзов и других общественных объединений, органы, ведущие уголовный процесс, обязаны проверить наличие у них документов, указанных в части 8 статьи 72 УПК.
6. Обязательным условием допуска в качестве защитника представителей профсоюзов и других общественных объединений является членство подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного в этих объединениях, что должно быть подтверждено соответствующими документами.
В связи с этим, обращение лица, привлеченного к уголовной ответственности, к общественным объединениям, членом которых он не является, не может быть основанием принятия ими на себя функции защиты, а следовательно, и их допуска в уголовный процесс.
7. Иностранные адвокаты могут участвовать в качестве защитников только на основании международного договора Республики Казахстан с соответствующим государством на взаимной основе.
Полномочия иностранного адвоката, осуществляющего свою деятельность, должны подтверждаться удостоверением личности, документом, устанавливающим статус адвоката, а также соглашением об оказании юридической помощи, заключенным между адвокатом и подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным.
8. Органам, ведущим уголовный процесс, необходимо строго выполнять требование закона об обязательном участии защитника в случаях, предусмотренных статьей 71 УПК. Несоблюдение положений указанной нормы надлежит рассматривать как существенное нарушение процессуального закона, а собранные материалы могут быть признаны не имеющими силы доказательств.
9. Следует иметь в виду, что нарушением права на защиту могут признаваться не только непредоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому защитника, но и любые ограничения их процессуальных прав, в частности, пользоваться родным или другим языком, которым они владеют, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в исследовании доказательств и в судебных прениях, произносить последнее слово, приносить жалобы на действия и решения органов, ведущих уголовный процесс и другие.
10. Поскольку закон не указывает перечень физических и психических недостатков, служащих основанием к обязательному участию защитника, то в каждом конкретном случае следует исходить из того, имеет ли реальную возможность подозреваемый, обвиняемый, подсудимый в силу своих недостатков сам в полной мере осуществлять право на защиту, либо степень его недостатков такова, что они в значительной мере затрудняют использование предоставленных ему законом прав.