Сулейменов М.К. Сулейменова А.М.
Документ показан в демонстрационном режиме!
Вещные и обязательственные права в международном частном праве Казахстана
Центральными институтами международного частного права (так же как и национального гражданского права) являются: лица, вещные права и договор как основание возникновения обязательства.
В настоящей работе мы проанализируем некоторые вопросы регулирования вещных и обязательственных прав в МЧП на основе использования норм раздела VII «Международное частное право» проекта Гражданского кодекса Республики Казахстан (особенная часть). При этом главное внимание уделяется анализу коллизионных норм МЧП.
Основным в МЧП являются коллизионные нормы, то есть нормы, определяющие, право какого государства должно быть применено к конкретному гражданскому правоотношению, осложненному иностранным элементом.
Структура коллизионной нормы состоит из двух элементов объем (указание на вид гражданского правоотношения, осложненного иностранным элементом), и коллизионная привязка (указание на право, подлежащее применению к данному правоотношению). Например, ст.1107 ГК определяет, что право собственности и вещные права на имущество определяются по праву страны, где это имущество находится. Объемом нормы здесь является «право собственности и другие вещные права на имущество», а привязкой - «определяются по праву страны, где это имущество находится».
Коллизионные нормы классифицируются в литературе по различным основаниям (по форме коллизионной привязки, по способу регулирования, по последовательности применения). При этом за основу разграничения берутся обычно нормы, регулирующие вещные или договорные правоотношения.
Например, деление норм по последовательности применения основывается главным образом на нормах договорного права. По последовательности применения коллизионные нормы подразделяются на:
а) генеральные (основные) - нормы, которые подлежат применению в первую очередь. Например: договор регулируется правом страны, выбранной соглашением сторон (ст.1113 ГК).
б) субсидиарные - нормы, которые применяются, если не подлежат применению генеральные нормы. Причем различаются субсидиарные нормы первой, второй, третьей и т.д. степеней. Норма каждой последующей степени применяется в случае, если не подлежат применению нормы всех предыдущих степеней.
Например, субсидиарная норма первой степени: при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договорам применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора (п.4 ст.1114 ГК).
Далее, субсидиарная норма второй степени: при невозможности определить исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (п.4 ст.1114 ГК).
Генеральная и субсидиарные нормы всех степеней, которые могут быть применены, тесно связаны между собой и образуют последовательные цепочки, своего рода ассоциации норм, основанные на внутренних связях.1
В МЧП сложились определенные типы коллизионных привязок или коллизионные принципы, которые называют еще формулы прикрепления. Это способы выбора права, предельно обобщенные, концентрированные правила. Почти все эти формулы прикрепления использованы в ГК, в отличие от ранее действовавшего законодательства.
Многие эти формулы используются в коллизионных нормах, регулирующих вещные и обязательственные права.
1) Закон места нахождения вещи (lex rei sitae). Применяется к вещным правам (ст.1107 ГК), к наследованию недвижимого имущества (ст.1123 ГК).
2) Закон, избранный сторонами гражданского правоотношения (lex voluntatis). В частности, договор регулируется правом страны, выбранным соглашением сторон (ст. 1112 ГК).
3) Закон места совершения акта (lex loci actus). Этот закон выражается по-разному в различных сферах его применения:
а) Закон места совершения договора (lex loci contractus). Применяется редко из-за сложности определения места заключения внешнеторгового договора. В ГК применяется закон места совершения сделки, следовательно, он применяется и к договорам. Гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок определяется по праву страны места совершения сделок (п.3 ст. 1096 ГК)
в) Закон места причинения вреда (lex loci delicti commissi). В ст.1118 ГК закреплено, что «права и обязанности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда»;
Полная версия