Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Кима Ю.А., членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Омарханова К.А. и Шопина В.Д., с участием представителя субъекта обращения - Вице-министра юстиции Республики Казахстан Котлова А.Н., на основании подпункта 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпункта 1) пункта 3 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" рассмотрел в открытом заседании обращение Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 мая 2000 года об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан.
Об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 31 мая 2000 г. N 3/2
Редакция с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2022 г.
Заслушав сообщения докладчиков - членов Конституционного Совета Есенжанова А. и Шопина В.Д., выступление представителя субъекта обращения, ознакомившись с имеющимися материалами по данному обращению, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 10 мая 2000 года поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан Токаева К.К. об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан.
Обращение мотивировано тем, что в судебной практике по спорам, касающимся полномочий местных исполнительных органов, складывается мнение о неправомочности акимов самостоятельно отменять свои ранее принятые акты, поскольку об этом прямо не указано в пункте 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан. По мнению субъекта обращения такое понимание конституционных норм ограничивает права акима на принятие решений и распоряжений по вопросам, которые урегулированы ранее принятыми актами того же уровня.
В связи с этим в обращении содержится просьба при даче официального толкования пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан предусмотреть ответ на вопрос: имеют ли акимы право самостоятельно отменять принятые ими решения и распоряжения.
При официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции применительно к вопросу, поставленному в обращении Премьер-Министра, Конституционный Совет исходит из следующего.
Конституция Республики Казахстан, определяя виды нормативных и иных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан, высшими и местными представительными, а также исполнительными органами, не всегда устанавливает возможность и порядок отмены (признания утратившими силу) этих актов. Кроме являющегося предметом рассмотрения пункта 4 статьи 88 Конституции, указывающего на органы и должностных лиц, правомочных отменить решения и распоряжения акимов, пункт 3 статьи 88 предусматривает возможность отмены в судебном порядке решений маслихатов, не соответствующих Конституции и законодательству Республики Казахстан.
Абзац пятый мотивировочной части изменен в соответствии с Нормативным постановлением Конституционного совета РК от 17.04.2017 г. № 2 (см. редакцию от 31.05.2000 г.) Абзац пятый мотивировочной части изменен в соответствии с Нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 г. № 1 (см. редакцию от 17.04.2017 г.)
Как в пункте 4 статьи 88 Конституции, так и в вышеупомянутых конституционных нормах не говорится о возможности отмены названных в них актов издавшими их органами или должностными лицами.
Конституционный Совет полагает, что отсутствие в приведенных нормах Конституции прямого указания о праве соответствующих органов и должностных лиц самим отменить изданные ими акты, не свидетельствует о неправомочности этих органов и должностных лиц на такую отмену. При этом Конституционный Совет исходит из того, что право представительных и исполнительных органов государства, а также должностных лиц, в том числе акимов, отменять, в случае необходимости, принятые ими акты вытекает из их же закрепленных в Конституции и законах полномочий по изданию соответствующих актов и является одной из форм реализации этих полномочий.
Иное толкование приведенных выше конституционных норм, то есть отрицание за государственными органами и их должностными лицами, в частности акимами, права на отмену изданных ими же актов представляло бы собой необоснованное ограничение компетенции и полномочий указанных субъектов, лишало бы их возможности самим учесть изменившиеся обстоятельства, исправить допущенные ошибки и т.д., что обычно предполагает необходимость дополнения, изменения или признания утратившими силу ранее принятых актов. К тому же, действующее законодательство - пункт 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" от 24 марта 1998 года, исходит из того, что в связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу, изменению или дополнению все ранее принятые нормативные правовые акты или их структурные части, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или поглощаются ими. Согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 40 этого Закона нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случае признания акта или его части (частей) утратившими силу органом, принявшим этот акт.
Правомочность государственных органов и их должностных лиц на отмену принятых ими актов вытекает и из норм других законодательных актов. В пунктах 1 и 2 статьи 19 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О прокуратуре Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 года записано: "1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц. 2. Протест приносится в принявший его орган или вышестоящий орган...". Право прокурора приносить протест на незаконный акт в принявший его орган вытекает и из содержания статьи 286 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Обязывая прокурора приносить протест на незаконный акт в принявший его орган или издавшему акт должностному лицу названные правовые нормы несомненно исходят из того, что эти органы и должностные лица правомочны отменить собственный акт.
На основании изложенного Конституционный Совет приходит к выводу, что пункт 4 статьи 88 Конституции не устанавливает исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, которые вправе отменять решения и распоряжения акимов и не исключает возможности отмены решения или распоряжения акимом, принявшим их.
Руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, а также статьями 33, 37 и 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" Конституционный Совет в порядке официального толкования пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан постановляет:
1. Пункт 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что установленный данной нормой перечень должностных лиц и органов государства, правомочных отменять решения и распоряжения акимов, не является исчерпывающим и не исключает право акимов отменять принятые ими решения и распоряжения.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан. Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан (Специалисты: Умбетова А.М., Склярова И.В.)
Полная версия