Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А. в открытом заседании с участием: субъекта обращения - председателя Кызылординского областного суда Сакалова Б.З., заместителя Генерального прокурора Республики Даулбаева А.К., судьи Верховного Суда Республики Абдраимова Б.Ж., заместителя директора департамента международного права Министерства юстиции Республики Асильбекова А.Е., начальника управления спецполиции МВД Республики Даирова А.М., первого секретаря отдела международно-правовых проблем международно-правового департамента Министерства иностранных дел Республики Кинжебаевой А.К., старшего дознавателя по особо важным делам управления спецполиции МВД Республики Ильясова М.З. рассмотрел обращение Кызылординского областного суда о соответствии Конституции Республики Казахстан части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур" и статьи 5 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур".
О представлении Кызылординского областного суда о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 договора аренды комплекса "Байконур", статей 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур". Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 7 мая 2001 г. N 6/2
Редакция с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.04.2017 г.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав сообщение докладчиков-членов Совета Акуева Н.И. и Омарханова К.А. и выступления участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан УСТАНОВИЛ
В Конституционный Совет 10 апреля 2001 года поступило представление Кызылординского областного суда о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур" и статьи 5 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур".
Поводом для обращения явилось находящееся в производстве Кызылординского областного суда гражданское дело по искам Кияшева А.Т. и Конырбаева А.К. о нарушении их прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Казахстан. Суть исковых требований заключается в том, что будучи гражданами Казахстана и проживая на его территории, за совершение правонарушений на территории ком-плекса "Байконур" они были подвергнуты уголовному преследованию и осуждению российскими правоохранительными и судебными органами по законам Российской Федерации.
Из представления следует, что совершенное Кияшевым А.Т. правонарушение было квалифицировано как уголовно-наказуемое деяние (кража чужого имущества), тогда как по законодательству Республики Казахстан он был бы привлечен к адми-нистративной ответственности за мелкое хищение чужого имущества. Не имея правовых оснований обжаловать приговоры иностранного государства в судах Казахстана в порядке уголовного судопроизводства, истцы использовали свое конституционное право на судебную защиту прав и свобод в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Приняв иски, Кызылординский областной суд приостановил производство по делу, поскольку, по его мнению, часть вторая пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур" и статья 5 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" пре-пятствуют дальнейшему судебному рассмотрению. Из перечисленных норм Договора и Соглашения, как указано в обращении суда, вытекает, что в некоторых случаях в отношении определенной категории лиц, в том числе и граждан Республики, на территорию Казахстана распространяется юрисдикция Российской Федерации. При этом материалы о правонарушениях рассматриваются российскими правоохранительными органами по законам Российской Федерации.
Усмотрев в указанных нормах международных документов нарушение прав граждан, предусмотренных пунктом 1 статьи 11 и статьей 14 Конституции Республики, а также требований пункта 2 статьи 2, пункта 3 статьи 39, статей 75 и 76 Конституции Республики, областной суд обратился в Конституционный Совет с представлением о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур" и статьи 5 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур".
Кроме того, субъектом обращения - председателем Кызылординского областного суда Сакаловым Б.З. - в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" заявлено ходатайство об увеличении объема обращения - признании не соответствующим Конституции Республики также и статьи 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур".
При проверке конституционности норм международных актов, указанных в представлении Кызылординского областного суда, Конституционный Совет Рес-публики Казахстан исходит из следующего.
1. Часть вторая пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур", заключенного 10 декабря 1994 года Правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации и ратифицированного обеими сторонами, предусматривает осуществление юрисдикции Российской Федерации на территории Казахстана, в тех случаях, когда: персонал космодрома "Байконур" и члены их семей совершают противоправные действия против Российской Федерации и ее граждан; воинские преступления и правонарушения совершаются в связи с исполнением обязанностей военной службы вне пределов комплекса Байконур.
Персоналом космодрома являются военнослужащие воинских формирований Российской Федерации, гражданские лица, работающие на постоянной и временной основе не только на объектах космодрома, но и на обеспечивающих объектах комплекса, создающих необходимые условия для функционирования космодрома "Байконур" и города Ленинска, и командированные на эти объекты предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственной власти и управления России и Казахстана, а также пенсионеры космодрома, проживающие в городе Ленинске, поселках Тюра-Там и Акай. К членам семей персонала космодрома отнесены их супруги, дети, родители и совместно проживающие с ними и находящиеся на их иждивении лица (пункты 1.6 и 1.7 статьи 1 Договора).
В соответствии со статьей 5 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур", подписанного сторонами 4 октября 1997 года, дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса "Байконур", рассматриваются правоохранительными органами Российской Федерации, за исключением преступлений, совершенных на территории комплекса "Байконур" гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан, ее физических и юридических лиц. В этих случаях правоохранительные органы Российской Федерации после проведения неотложных действий передают материалы и соответствующих лиц правоохранительным орга-нам Республики Казахстан. Дела и материалы о правонарушениях, отнесенных Соглашением к ведению российских органов, рассматриваются на основе законодательства Российской Федерации.
Из упомянутых норм Договора и Соглашения следует, что юрисдикция России может осуществляться как в отношении ее граждан, так и граждан других государств, в том числе Казахстана. Сфера действия юрисдикции России распространяется не только на территорию комплекса "Байконур", арендуемого ею, но в определенных случаях - и на остальную территорию Республики Казахстан. При этом согласно статье 11 Соглашения исполнение наказания за совершение административных правонарушений осуществляется в соответствии с законодательством России, а лица, осужденные к лишению свободы российским судом на территории комплекса "Байконур", среди которых могут быть и граждане Республики Казахстан, отбывают наказание на территории Российской Федерации.
2. Для проверки конституционности части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур", статей 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" исходными являются следующие положения Конституции Республики Казахстан.
Граждане Казахстана обладают всеми правами и свободами, которые предусмотрены Конституцией Республики и гарантированы ею (статья 12 Конституции). Права и свободы могут быть ограничены только законами. Некоторые же из них, в частности, перечисленные в статьях 11, 13-15, пункте 1 статьи 16, статье 17 Конституции не подлежат ограничению ни в каких случаях (статья 39 Конституции Республики). Механизм обеспечения гарантий конституционных прав и свобод граждан предусмотрен нормами Конституции Республики. Основным субъектом, реализующим этот механизм, является государство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Конституции Республики Казахстан суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Этот принцип означает независимость и самостоятельность Казахстана в вопросах внутренней и внешней политики, верховенство государства и ее власти в пределах принадлежащей ей территории. Из пункта 3 статьи 3 Конституции следует, что легитимно-правовой является власть, основанная на Конституции Республики.
Пункт 4 статьи 3 Конституции гласит, что: "Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви …". Вопросы правосудия являются исключительной компетенцией Верховного Суда и местных судов Казахстана (статьи 75 и 76 Конституции), а уголовного преследования - специальных государственных органов и прокуратуры Республики. Одной из существенных гарантий прав и свобод граждан Республики является требование статьи 11 Конституции об их невыдаче иностранному государству, покровительстве за пределами Казахстана.
Абзац четвертый пункта 2 мотивировочной части изменен в соответствии с Нормативным постановлением Конституционного совета РК от 17.04.2017 г. № 2 (см. редакцию от 07.05.2001 г.)
Правовой основой деятельности государства и других субъектов правовых отношений является действующее право. Согласно пункту 1 статьи 4 Конституции под действующим правом в Республике Казахстан понимаются нормы Конституции, соответствующих ей законов, и иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Основным правовым документом, регламентирующим поведение всех субъектов права, является Конституция Республики, имеющая высшую юридическую силу на территории Республики (пункт 2 статьи 4). Из указанных выше конституционных положений следует, что гражданин на территории своей Республики является субъектом ее действующего права. В случае нарушения его прав, свобод и законных интересов или совершения им противоправ-ных действий на него распространяется юрисдикция государственной власти Казахстана, осуществление которой возложено на соответствующие государственные органы Республики.
3. Анализ материалов конституционного производства показал, что нормы части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора, статей 5 и 11 Соглашения не обеспечивают баланса интересов их участников, не согласуются с вышеупомянутыми положениями Конституции Республики Казахстан и ущемляют конституционные права и свободы граждан Республики.
Распространение юрисдикции Российской Федерации на территорию Казахстана и ее граждан нарушает положения пункта 2 статьи 2, пунктов 3 и 4 статьи 3 Кон-ституции Республики, поскольку ущемляет суверенитет Казахстана. Конституцион-ный Совет Республики в своем постановлении от 11 октября 2000 года № 18/2 "Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан" разъяснил, что определение порядка исполнения договора относится к конституци-онным и законодательным прерогативам государств и вытекает из общепризнанного принципа международного права - суверенного равенства государств.
Комплекс "Байконур" является неотъемлемой частью территории Казахстана. Рассмотрение материалов о правонарушениях, осуществление уголовного преследования и правосудия в отношении граждан Республики Казахстан за неисполнение или нарушение законодательства Российской Федерации на территории этого комплекса и вне его пределов российскими правоохранительными и судебными органами умаляет конституционные полномочия судов, а также специальных органов дознания и следствия и прокуратуры Казахстана.
Применение законодательства России на территории Казахстана в отношении граждан Республики противоречит пунктам 1 и 2 статьи 4 Конституции Республики. В постановлениях Конституционного Совета от 28 октября 1996 года № 6, от 6 мар-та 1997 года № 3, от 15 июня 2000 года № 8/2 и от 11 октября 2000 года № 18/2 подчеркивается принцип верховенства Конституции на территории Республики, указы-вается на обязательность соответствия ей международных договоров. Кроме того, в постановлении Конституционного Совета от 27 марта 1998 года № 1/2 сказано, что нормы иностранного права не входят в систему действующего права Казахстана и их применение в публично-правовых отношениях на его территории приведет к ущем-лению государственного суверенитета.
Нормы части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора, статей 5 и 11 Соглашения ущемляют конституционные права и свободы граждан Республики. Указанные нормы международных документов выводят граждан Казахстана из-под юрисдикции государственной власти Республи-ки, в связи с чем на них не распространяются конституционные гарантии прав и свобод, не может быть задействован механизм их защиты, установленный в законодательстве Казахстана. В результате этого создаются условия для неконституцион-ной деятельности на территории Республики органов другого государства. Их деятельность связана с применением комплекса принудительных мер уголовного и ад-министративного характера, посягающих на основные права, свободы и законные интересы граждан (применение мер пресечения, производство обысков, выемок и других следственных действий, назначение и исполнение наказаний).
Абзац пятый пункта 3 мотивировочной части изменен в соответствии с Нормативным постановлением Конституционного совета РК от 17.04.2017 г. № 2 (см. редакцию от 07.05.2001 г.)
Таким образом, Конституционный Совет считает, что нормы части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора, статей 5 и 11 Соглашения не соответствуют Конституции Республики в части, затрагивающей права, свободы и законные интересы граждан Казахстана, вследствие чего не подлежат применению на территории Казахстана. В остальной части нормы указанных международных документов сохра-няют свою юридическую силу и подлежат исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан и подпунктом 1) пункта 4 статьи 17, статьями 31, 32, 33, 37 и 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Признать не соответствующими Конституции Республики Казахстан нормы части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года, статьи 5 и 11 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997 года в части юрисдикции правоохранительных органов и судов Российской Федерации в отношении граждан Казахстана на территории Республики Казахстан.
2. Согласно пункту 2 статьи 74 Конституции Республики Казахстан и пункту 2 статьи 39 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" нормы части вто-рой пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур", статей 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" утрачивают юридическую силу и не подлежат применению в части юрисдикции правоохранительных органов и судов Российской Федерации в отношении граждан Казахстана на территории Республики Казахстан. При этом другие нормы этих международных актов сохраняют свою юридическую силу и подлежат исполнению.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, яв-ляется общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Полная версия