юрист фирмы «Кудер Бразерс», кандидат юридических наук
Документ показан в демонстрационном режиме!
Фархад Карагусов,
ВОПРОСЫ ЗАЛОГА ДЕНЕГ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Тема настоящей статьи представляется актуальной с позиций современной теории гражданского права, так и деловой практики, складывающейся в Казахстане. В частности, в настоящее время получают распространение сделки, в которых в качестве обеспечения исполнения обязательства применяется залог денег. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся определенность законодательства в этом вопросе, все же определенные расхождения между современной гражданско-правовой теорией, законодательством и деловыми обычаями имеют место. Во многом это обусловлено нечетким пониманием того, что собой представляют деньги с точки зрения гражданско-правовой теории. Поэтому рассмотрение вопроса о залоге денег обусловлено выяснением правовой природы денег.
Что есть деньги (гражданско-правовой аспект)?
Ответ на данный вопрос является очень важным для целей определения возможности залога денег, а также условий и механизма такого залога.
В гражданско-правовой теории и деловой практике возникновение этого вопроса обусловлено, по крайней мере, тремя факторами:
возможностью обращения наличных денег (в форме денежных знаков) и безналичных денег (как записей по банковским счетам);1
тем, что в некоторых случаях наличные денежные знаки обращаются не только в качестве денег как таковых, а также в качестве товаров;
тем, что в Республики Казахстан в качестве денежной единицы и законного платежного средства определен тенге.2 Однако в ряде случаев на территории Казахстана также допускаются расчеты в иностранной валюте.3
Своего рода легальное определение денег содержится в ст. 5 Закона «О платежах и переводах денег», согласно которому деньги являются средством платежа и накопления и служат мерой стоимости. Несмотря на то, что с позиций гражданского права данное определение не является совершенным, из него можно сделать вывод, что деньгами являются определенные инструменты (объекты гражданских прав), используемые в качестве универсального измерителя для целей определения стоимости товаров, работ и услуг на всей территории Казахстана при осуществлении платежей и расчетов. Что представляют собой эти инструменты? Как отмечалось выше, это могут быть наличные деньги и безналичные деньги.
Наличные деньги представляют собой денежные знаки - банкноты или монеты,4 изготовляемые и выпускаемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Исключительным эмитентом наличных денег является Национальный Банк Республики Казахстан, уполномоченный выпускать денежные знаки путем продажи банкнот и монет банкам второго уровня с получением безналичного эквивалента.5 При их обращении на денежные знаки распространяется режим движимых вещей, определенных родовыми признаками. В отличии от денежных знаков безналичные деньги в гражданском обороте представляют собой особые имущественные права. В частности, ст. 5 Закона «О платежах и переводах денег» определяет безналичные деньги как денежные обязательства банков. То есть по своей юридической природе безналичные деньги «представляют собой уже не вещи, а обязательственные права требования».6 Вследствие таких различий в их правовой природе наличные и безналичные деньги подчиняются различным правилам при их залоге. Эти особенности описываются ниже.
В решении вопроса о возможности залога денег также актуальным является вопрос о том, всегда ли денежные знаки являются именно деньгами (т.е всегда ли они используются как мера стоимости)? Представляется, что не всегда. Стоимость некоторых денежных знаков может существенно отличаться от их нарицательной (номинальной) стоимости. Так, в п.6 Концепции дизайна монет Национального Банка Республики Казахстан7 указывается, что «в Республике Казахстан могут также выпускаться в обращение юбилейные, памятные, инвестиционные и иные монеты специальных чеканок, в изготовлении которых используются дорогостоящие материалы (в том числе драгоценные металлы), с применением сложных технологий чеканки и методов художественного оформления, придающих монетам специфические свойства и позволяющие им обращаться как в качестве средства платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования, тезаврации по иной стоимости, отличающейся от номинальной». То есть монеты могут обращаться не только в качестве денег, но также и в качестве товаров совершенно по другой стоимости, отличающейся от номинальной. Следовательно, они могут быть предметом купли-продажи, когда за монету могут быть предложены деньги в той же или иной валюте, но по большей номинальной стоимости. Такие монеты, как отмечает А. Маковская в своей статье, могут быть проданы, а значит, они могут использоваться в качестве предмета залога.8 (Здесь необходимо отметить, что этот вывод сделан в условиях, когда залог денег в России признан в принципе невозможным. В условиях же Казахстана считаем целесообразным оговориться, что в данном случае залог таких монет осуществляется в полном соответствии с требованиями ГК, в том числе с требованием о реализации предмета залога с публичных торгов при обращении на него взыскания. В случае же, когда денежные знаки являются именно деньгами (общепринятой мерой стоимости при осуществлении платежей), полагаем, что залог таких денег также возможен, но на несколько иных условиях. Кроме того, думается, что грань между использованием денег по их прямому назначению, т.е. в качестве меры стоимости, и в качестве предмета коллекционирования или инвестирования является довольно зыбкой. В частности, при залоге, например, коллекции юбилейных монет, видимо, необходимо оговаривать, что они закладываются в качестве товара по цене, превосходящей их совокупную номинальную стоимость. В противном случае такие монеты могут быть реализованы как предмет залога по их номинальной стоимости, а законные интересы залогодателя и залогодержателя будут ущемлены). Возможно, потребуется также на законодательном уровне ограничить сферу реализации коллекций юбилейных и иных подобных монет, т.к. такие коллекции по их справедливой рыночной цене могут быть реализованы не на всяком аукционе.
Как уже отмечалось, законной мерой стоимости в республике является тенге и в случаях, предусмотренных законодательными актами, иностранная валюта.9 Таким образом, не вдаваясь в данном случае в детали, можно сделать вывод о том, что в соответствии с законодательством Республики Казахстан деньгами являются национальная валюта и, в допускаемых законом случаях, также иностранная валюта.10 Вместе с тем, эта же иностранная валюта может использоваться в гражданском обороте не как деньги (т.е. мера стоимости), а товар, обладающий определенной стоимостью. В частности, ст. 10 Закона «О валютном регулировании» предусматривает обращение иностранной валюты в Республике Казахстан в качестве предмета договоров купли-продажи и мены. Таким образом признается, что иностранная валюта может быть использована в качестве товара, обладающего стоимостью, который может быть приобретен или отчужден с оплатой за него денежного эквивалента в тенге. То есть иностранная валюта может быть продана, в том числе с публичных торгов, а значит, как отмечалось ранее в отношении определенных денежных знаков (например, юбилейных монет), эта иностранная валюта может быть предметом залога с применением к такому залогу всех норм ГК о залоге.
Залог денег возможен.
Согласно ст. 301 ГК Респулики Казахстан, предметом залога может быть любое имущество, в том числе вещи и имущественные права. Это положение, в частности, распространяется и на деньги независимо от их формы (наличные или безналичные), поскольку ст. 115 ГК относит деньги к имуществу (имущественным благам и правам). Данное положение является формальным признанием возможности использовать деньги в качестве предмета залога.11 Однако, ответ на вопрос о возможности залога денег не является однозначным в настоящее время.
В казахстанской практике и правовой теории еще ни разу этот вопрос не рассматривался с должной полнотой. Лишь в своей монографии «Залоговое право» ее авторы выделяют залог денег как отдельный вид залога.12 В то же время, в России Президиум Высшего Арбитражного Суда еще в 1996 году определил, что «исходя из сути залоговых отношений денежные средства не могут быть предметом залога».13 Эта позиция обосновывается тем, что согласно ГК РФ в случае обращения взыскания на заложенное имущество оно подлежит продаже с публичных торгов с направлением вырученной суммы в погашение долга, а залог денег не обладает одним из существенных признаков договора о залоге – возможностью реализации предмета залога. Представляется, что данная позиция Высшего Арбитражного Суда России определена лишь в отношении национальной валюты Российской Федерации и не выражает мнения относительно денег в иностранной валюте. На этот аспект обращает внимание и А. Маковская, отмечая, что «предметом залога могут быть наличные денежные знаки в иностранной валюте».14 Залог иностанной валюты допускает и В. Белов, утвеждающий, в частности, что «бесспорное преимущество инвалюты – возможность стоимстного анализа предмета залога».15
Необходимо отметить, что данный теоретический спор может иметь актуальность и для казахстанского права, поскольку ст. 319 ГК также устанавливает продажу с публичных торгов в качестве способа обращения взыскания на заложенное имущество,16 хотя и оговаривает, что законодательстными актами может устанавливаться иной порядок.17 Вместе с тем, вывод Высшего Арбитражного Суда России представляется несколько категоричным. На наш взгляд, при рассмотрении вопроса о залоге денег необходимо прежде всего исходить из понятия залога, а не из процедуры его реализации. Как известно, согласно ст. 299 ГК «залогом признается такой способ обеспечения исполнения обязательства, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодатель)…». Представляется, что смысл залога заключается в том, чтобы в случае неисполнения должником своего обязательства, обеспеченного залогом, кредитор мог получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества. Мерой же стоимости определены деньги.18 То есть согласно законодательству Казахстана и России для погашения основного обязательства должника перед кредитором необходимо реализовать предмет залога, чтобы получить необходимый денежный эквивалент предмета залога. А для того, чтобы полученный денежный эквивалент был объективным, закон определил публичные торги как способ реализации заложенного имущества и определения его цены. Поскольку же деньги сами являются мерой стоимости, то при их залоге нет целесообразности устраивать публичные торги, просто соответствующие суммы должны быть перечислены (выплачены) кредитору в счет погашения обеспеченного залогом обязательства. При этом стоимость денег как предмета залога представляет собой их совокупную нарицательную (номинальную) стоимость.
Таким образом, залог денег укладывается в рамки определения залога, содержащегося в ст. 299 ГК. Однако, понимание требования о публичных торгах как обязательного условия залога и единственного способа реализации залога в действительности может привести либо к невозможности залога денег, либо к бессмысленной ситуации, когда заложенные деньги будут предложены для реализации на публичных торгах.
Следовательно в качестве общего вывода можно установить, что деньги как объекты гажданских прав могут использоваться и в качестве предмета залога. Вместе с тем, условия и механизм установления залога денег несколько различается в зависимости от того, являются ли эти деньги наличными, то есть свободно обращающимися в качестве денежных знаков, либо безналичными, выраженными в виде записи по банковским счетам.
Полная версия

