Близость слов: Окончание:





Об обращении Премьер-Министра Республики Казахстан о признании Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", принятого Парламентом Республики Казахстан 2 октября 1998 года, не соответствующим Конституции Республики Казахстан
Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года № 10/2
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе председателя Кима Ю.А., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Ихсанова У.К., Мамонова В.В., Темирбулатова С.Г., Шопина В.Д., с участием: представителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Молдахметова Н.С., представителя Сената Парламента Республики Казахстан - депутата Мусиной Л.С., представителей Мажилиса Парламента Республики Казахстан - депутатов Веснина В.Н., Землянова В.Я., Копея М., Рамазанова А.М., приглашенных: Президента Республиканской палаты аудиторов - Кошкимбаева С.Х., эксперта Республиканской палаты аудиторов - Галиева Б.Х., эксперта Проекта Реформы Бухгалтерского Учета ЮСАИД - Энтони Джоффре, консультанта проекта - Продедович В., руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан  и подпункта 1) пункта 2 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан"  pассмотрел,рассмотрел 16 ноября 1998 года в открытом заседании обращение Премьер-Министра Республики Казахстан Балгимбаева Н.У. о признании Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", принятого Парламентом Республики Казахстан 2 октября 1998 года, не соответствующим Конституции Республики Казахстан. 
Заслушав сообщения докладчиков - членов Конституционного Совета Темирбулатова С.Г. и Шопина В.Д., пояснения участников конституционного производства Молдахметова Н.С., Мусиной Л.С., Веснина В.Н., Землянова В.Я., Рамазанова А.М., приглашенных Кошкимбаева С.Х. и Э.Джоффре, и исследовав представленные материалы, Конституционный Совет 
19 октября 1998 года в Конституционный Совет поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан Н.Балгимбаева о признании Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", принятого Парламентом Республики Казахстан 2 октября 1998 года и представленного на подпись Президенту Республики Казахстан 9 октября 1998 года, не соответствующим Конституции Республики Казахстан. 
В обращении Премьер-Министра для обоснования неконституционности отдельных норм принятого Закона приведены следующие доводы: 
1. Закон "Об аудиторской деятельности", в части возложения функций по проведению аттестации на Палату аудиторов, противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан, который гласит, что не допускается возложение на общественные объединения функций государственных органов. 
2. Закон принят с нарушением процедуры, установленной пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. 
3. Подпунктом 6) пункта 1 и подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона устанавливается, что территориальные палаты и Республиканская Палата представляют интересы аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях, что противоречит статьям 12 и 39 Конституции Республики Казахстан, а также статье 23, поскольку ограничивает право граждан на свободу объединений. 
4. Статьями 8,9,10,11 и 16 Закона делегируется Палате аудиторов - негосударственной организации, полномочия по разработке стандартов аудита, определению квалификационного уровня кандидатов в аудиторы, проведению аттестации и контролю за текущей деятельностью аудиторов. 
Изучив и проанализировав содержание представленного Закона "Об аудиторской деятельности", материалы подготовленные по данному обращению, выслушав выступления участников конституционного производства, Конституционный Совет приходит к следующим выводам: 
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона "Об аудиторской деятельности" аттестация кандидатов в аудиторы, как определение их квалификационного уровня Квалифицированной комиссией, осуществляется посредством экзаменов на основе квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным органом. Аттестация кандидата на занятие предпринимательской деятельностью, а именно так названа аудиторская деятельность в пункте 1 статьи 2 анализируемого Закона, не может быть отнесена к функциям государственного органа, так как влияние государства на предпринимательскую деятельность ограничено государственной регистрацией предпринимателя и лицензированием его будущей деятельности (статьи 8,9,15,16 Закона Республики Казахстан "О защите и поддержке частного предпринимательства"  ). Аттестация кандидата в аудиторы Квалификационной комиссией в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона "Об аудиторской деятельности" является одним из условий для получения лицензии на занятие аудиторской деятельностью. 
Статьями 15 и 16 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О лицензировании"  установлено, что для получения лицензии необходим документ,подтверждающий соответствие лицензиата квалификационному уровню, требованиям предъявляемым для данного вида деятельности. Названный Указ не предусматривает, что определение квалификационного уровня лицензиата относится к полномочиям органа выдающего лицензии (лицензиара). Нет такой нормы и в Конституции Республики. 
Вышеизложенное не дает оснований утверждать, что проведение аттестации кандидатов в аудиторы Квалификационной комиссией, как негосударственной организацией, противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан. 
В обращении Премьер-Министра основания для аннулирования квалификационного свидетельства аудитора Квалификационной комиссией, установленные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 11 Закона "Об аудиторской деятельности", связаны с наделением палаты аудиторов функциям по контролю за предпринимательской деятельностью аудиторов, что по мнению субъекта обращения противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан. С таким утверждением Конституционный Совет не может согласиться, поскольку Закон "Об аудиторской деятельности" (статья 8) не предоставляет палатам аудиторов права контроля за предпринимательской деятельностью аудиторов. Согласно же Закона Республики Казахстан от 4 июля 1992 года "О защите и поддержке частного предпринимательства" (пункт 2 статьи 20) "Правом осуществления контроля и надзора пользуются лишь те государственные органы и должностные лица, которым это право специально предоставлено законом". Основания для аннулирования квалификационного свидетельства, установленные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 11 Закона "Об аудиторской деятельности" могут быть установлены и представлены в Квалификационную комиссию и другими органами, в том числе судами. 
2. Утверждение субъекта обращения о принятии Закона "Об аудиторской деятельности" с нарушением процедуры, установленной пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, Конституционный Совет находит не обоснованным. 
Ссылка в обращении на пункт 4 статьи 30 Конституции Республики Казахстан, закрепляющий за государством право устанавливать общеобязательные стандарты образования, не учитывает, что в нем сказано о стандартах образования для учебных заведений. Данная норма Конституции не регулирует отношения связанные с квалификацией аудитора, которым, согласно пункта 2 статьи 9 принятого Закона, могут стать лица, уже имеющие высшее образование и опыт работы в определенных сферах не менее пяти лет. 
Кроме того, квалификация "аудитор" существует с момента введения в действие Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", принятого 18 октября 1993 года. Разработана и действует "Единая программа квалификационных экзаменов на 1997 год". 
Следовательно, принятый Закон не потребует расходования дополнительных бюджетных средств, поскольку не создается нового стандарта образования. 
3. В обращении Премьер-Министра Республики утверждается, что представление территориальными и Республиканской палатами интересов аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях противоречит статьям 12 и 39 Конституции и ограничивает право граждан на свободу объединений, предусмотренное статьей 23 Конституции. 
При обосновании этого довода в обращение включено положение, которое не закреплено в Законе "Об аудиторской деятельности", а именно, "что Республиканская и территориальные палаты представляют интересы аудиторов, независимо от членства аудиторов в упомянутых палатах". 
Утверждение об ограничении права граждан на свободу объединений при представлении их интересов профессиональными организациями в других структурах является необоснованным и, видимо, возникло в результате использования в обращении положений, которых нет в тексте принятого Закона. Аудиторы, объединившиеся в палату, добровольно делегируют своему объединению право представлять их интересы в других структурах, при этом никакого ограничения прав на объединение других аудиторов (не входящих в палату) в Законе не усматривается. 
4. В обращении Премьер-Министра указано, что статьями 8,9,10,11 и 16 принятого Закона делегируется Палате аудиторов - негосударственной организации, полномочия по разработке стандартов аудита, определению квалификационного уровня кандидатов в аудиторы, проведению аттестации и контролю за текущей деятельностью аудиторов. В данном случае, по мнению субъекта обращения, имеет место концептуальное противоречие статье 3 Конституции Республики Казахстан. 
С указанным доводом также нельзя согласиться, поскольку определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы и их аттестация не отнесены Конституцией и действующими законами к функциям только государственных органов,а принятый закон не наделяет Палату аудиторов правом контроля за текущей деятельностью аудиторов. 
По вопросу полномочий Палаты аудиторов по разработке стандартов аудита Конституционным Советом учитываются следующие обстоятельства. 
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 принятого Закона "стандарты аудита принимаются на конференции (собрании) Республиканской палаты аудиторов и утверждаются уполномоченным государственным органом". Данная норма и содержание всего Закона дают основания полагать, что государство и его органы непосредственно влияют на процесс утверждения стандартов аудита, при том, что их разработкой занимается непосредственно профессиональная организация. Во всей процедуре разработки, принятия и утверждения стандартов аудита решающей стадией является утверждение, которое принадлежит уполномоченному государственному органу. 
Следовательно, принятый Закон не противоречит статье 3 Конституции Республики, так как не наделяет Палату аудиторов полномочиями, принадлежащими только государству и его органам. 
Таким образом, достаточных оснований для признания Закона "Об аудиторской деятельности" неконституционным, не имеется. 
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 и статьей 37 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет 
1. Нормы принятого Парламентом Республики Казахстан 2 октября 1998 года Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" - подпункт 6) пункта 1 и подпункт 2) пункта 2 статьи 8, пункт 1 статьи 9, статья 10, подпункты 3) и 4) пункта 1 статьи 11 и статья 16, конституционность которых оспаривает Премьер-Министр Республики, признать соответствующими Конституции Республики Казахстан. 
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу со дня его принятия с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
Конституционного Совета         Республики Казахстан
(оператор: А.Турсынова   специалист: Р.Жантасова       18.11.1998 г.) 
Полная версия
ИС BestProfi