Близость слов: Окончание:





О квалификации некоторых уголовных правонарушений против жизни и здоровья человека
Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 11 мая 2007 года N 1
Заголовок Настоящего Нормативного Постановления изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 г. № 8 (см. редакцию от 21.04.2011 г.) (вводится в действие со дня первого официального опубликования)   
Опубликовано в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.06.2018 г.
Согласно Нормативному Постановлению от 20.04.2018 г. № 8 по всему тексту документа слова «преступлений», «преступление», «преступлении»  заменены словами «уголовных правонарушений», «уголовное правонарушение», «уголовном правонарушении» (см. редакцию от 21.04.2011 г.)
В реквизиты заголовка на казахском языке вносятся изменения, текст на русском языке не меняется в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 29.11.2024 г. № 6
Редакция с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.12.2024 г.
В связи с изменением законодательства Республики Казахстан и в целях обеспечения единообразия в применении уголовного законодательства об ответственности за совершение уголовных правонарушений против жизни и здоровья человека, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан  п о с т а н о в л я е т: 
1. Для обеспечения правильного применения уголовного закона при квалификации уголовных правонарушений против жизни и здоровья и назначения справедливого наказания необходимо устанавливать форму вины, вид умысла, мотивы и цель, способ, обстановку и стадию совершения уголовного правонарушения, тяжесть наступивших последствий. Свои выводы органы ведущие уголовный процесс должны мотивировать в процессуальных документах (обвинительный акт, приговоре) с приведением допустимых, относимых и, достоверных доказательств.
Пункт 1 изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 г. № 8 (см. редакцию от 21.04.2011 г.) (вводится в действие со дня первого официального опубликования)   
Опубликовано в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.06.2018 г.
2. При совершении уголовного правонарушения несколькими лицами необходимо выяснять, имелся ли между ними предварительный сговор на совершение уголовного правонарушения, были ли распределены роли, какие действия при совершении уголовного правонарушения выполнены каждым из них, а также все иные обстоятельства, на основании которых можно сделать вывод о совершении деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или преступной группой, определить форму соучастия каждого из привлеченных к ответственности лиц, индивидуально квалифицировать их действия и назначить справедливое наказание.
Пункт 2 изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 г. № 8 (см. редакцию от 21.04.2011 г.) (вводится в действие со дня первого официального опубликования)   
Опубликовано в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.06.2018 г.
3. В соответствии с частью второй  статьи 28 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК) исполнителями уголовного правонарушения следует признавать лиц, которые действовали с единым умыслом, сами непосредственно участвовали в процессе исполнения уголовного правонарушения (выполняли объективную сторону уголовного правонарушения) либо совершили уголовное правонарушение посредством использования других лиц, не подлежащих привлечению к уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК, либо с помощью механизмов или животных. Их действия подлежат квалификации по соответствующей части (пунктам) статьи, предусматривающей ответственность за совершенное уголовное правонарушение, без ссылки на статью 28 УК.
Пункт 3 изменен в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 21.04.2011 г. № 1 (см. редакцию от 11.05.2007) (подлежит введению в действие со дня официального опубликования).
Пункт 3 изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 г. № 8 (см. редакцию от 21.04.2011 г.) (вводится в действие со дня первого официального опубликования)   
Опубликовано в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.06.2018 г.
Действия других соучастников, которые в соответствии с законом признаются организаторами, пособниками, подстрекателями уголовного правонарушения, если они одновременно не являлись и соисполнителями этого же уголовного правонарушения, необходимо квалифицировать по статье, предусматривающей ответственность за совершенное исполнителем уголовное правонарушение, со ссылкой на статью 28 УК.
4. Оконченное уголовное правонарушение против жизни и здоровья человека, может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом, а покушение на их совершение с субъективной стороны характеризуется только прямым умыслом. Поэтому наряду с определением стадии совершения уголовного правонарушения следует учитывать и форму вины, выяснять и устанавливать, на что был направлен умысел виновного, какие последствия наступили в результате уголовного правонарушения, и субъективное отношение виновного к наступлению именно такого результата. Если уголовное правонарушение было прервано до его окончания, то подлежит выяснению, в связи с чем виновный прекратил свои действия, зависело ли это от его воли, имел ли он при этом реальную возможность продолжить совершение уголовного правонарушения, какие обстоятельства предотвратили наступление общественно опасных последствий.
Пункт 4 изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 г. № 8 (см. редакцию от 21.04.2011 г.) (вводится в действие со дня первого официального опубликования)   
Опубликовано в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.06.2018 г.
В этой связи, покушением на убийство, предусмотренное  статьей 99 УК, следует признавать умышленные действия, при совершении которых виновный осознавал их общественно опасный характер, действовал с целью противоправного причинения смерти потерпевшему, предвидел ее наступление и желал этого, но по независящим от него обстоятельствам смерть не наступила.
5. Основанием для квалификации убийства по пункту 1) части второй статьи 99 УК является умысел виновного на одновременное причинение смерти нескольким лицам. В таких случаях убийство двух и более лиц, как правило, совершается одним действием или несколькими действиями в короткий промежуток времени и свидетельствует о едином умысле виновного на причинение смерти двум и более лицам.
Пункт 5 изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 г. № 8 (см. редакцию от 21.04.2011 г.) (вводится в действие со дня первого официального опубликования)   
Опубликовано в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.06.2018 г.
Пункт 5 изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 11.12.2020 г. № 6 (см. редакцию от 20.04.2018 г.)(изменение вводится в действие с 29.12.2020 г.)
Если между убийством первого и убийством второго потерпевшего прошло определенное время, то квалификация по пункту 1) части второй статьи 99 УК возможна лишь при наличии у виновного единого умысла на причинение смерти обоим потерпевшим. К примеру, виновное лицо вначале причиняет смерть одному потерпевшему, а затем в целях осуществления своего единого умысла, направленного на убийство двух лиц, через определенное время и в другом месте лишает жизни и второго потерпевшего.
При направленности умысла виновного на убийство двух и более лиц, когда результат преступного намерения - смерть нескольких лиц не наступила по обстоятельствам, независящим от воли субъекта преступления, убийство одного и покушение на убийство другого лица не может рассматриваться как оконченное уголовное правонарушение - убийство двух лиц. В таких случаях действия виновного по неоконченному убийству подлежат квалификации по части третьей  статьи 24 УК и пункту а) части второй статьи 99 УК, а оконченное убийство - по части первой или части второй статьи 99 УК в зависимости от наличия или отсутствия квалифицирующих признаков. При этом последовательность действий виновного при одновременном убийстве одного лица и покушении на убийство другого значения для подобной квалификации не имеет.
Если при совершении убийства нескольких лиц умысел соисполнителей преступления был направлен на лишение жизни нескольких человек и для его реализации они распределили между собой роли, вследствие чего каждый участник преступления непосредственно участвовал в лишении жизни только одного человека, то действия каждого из них также подлежат квалификации по пункту а) части второй статьи 99 УК.
Убийство двух лиц не может квалифицироваться по пункту 1) части второй статьи 99 УК, если ответственность за одно из них предусмотрена соответствующей частью статьи 99 УК, а за другое -  статьей 100 УК, 101 УК, 102 УК или  статьей 103 УК. В таких случаях каждое уголовное правонарушение подлежит квалификации самостоятельно по соответствующей норме уголовного закона.
6. При квалификации убийства по пункту 2) части второй статьи 99 УК следует выяснять, какие правомерные действия потерпевшего, связанные с осуществлением им служебной деятельности либо выполнением профессионального или общественного долга, побудили виновного к совершению его убийства или убийства его близких, поскольку обязательным условием для такой квалификации является умысел виновного на то, что он посягает на жизнь данного лица именно в связи с этими обстоятельствами.
Пункт 6 изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 г. № 8 (см. редакцию от 21.04.2011 г.) (вводится в действие со дня первого официального опубликования)   
Опубликовано в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.06.2018 г.
При этом под выполнением служебной деятельности следует понимать деятельность лица, входящую в круг его служебных обязанностей, а под выполнением общественного долга - осуществление любыми гражданами как специально возложенных на них общественных обязанностей, так и совершение любых других действий в интересах общества или отдельных лиц (например, пресечение правонарушений, сообщение о готовящемся или совершенном уголовном правонарушении, дача свидетельских показаний и др.). Под выполнением профессионального долга следует понимать совершение лицом действий, связанных с определенной профессией (например, изображение художником эскизов, портретов, карикатур). В тех случаях, когда убийство потерпевшего совершается в связи с незаконной служебной деятельностью потерпевшего, квалификация деяния по пункту 2) части второй статьи 99 УК исключается.
Для квалификации убийства, совершенного в связи с выполнением потерпевшим служебной деятельности, своего профессионального или общественного долга, не имеет значения, совершено ли убийство при самом исполнении потерпевшим вышеуказанных действий или в другое время. 
Под термин "близкие", указанный в пункте 2) части второй статьи 99 УК, подпадают не только близкие родственники, указанные в пункте 11) статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК), но и другие лица, которыми дорожит человек, осуществляющий служебную деятельность либо выполняющий профессиональный или общественный долг. При этом в каждом случае необходимо устанавливать заведомую осведомленность виновного об их близких взаимоотношениях.
7. По пункту 3) части второй статьи 99 УК следует квалифицировать убийство лица, которое в силу своего психического или физического состояния не имело возможности оказать преступнику сопротивление и защитить себя от совершаемого в отношении него преступного посягательства. К таким лицам, в частности, могут быть отнесены малолетние, престарелые и тяжелобольные лица, а также лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их возможности правильно воспринимать происходящее. Убийство спящего, а также лица, находящегося в беспомощном состоянии в связи с алкогольным или наркотическим опьянением тяжелой степени или по другим причинам, следует также квалифицировать по пункту в) части второй статьи 99 УК.
Пункт 7 изменен в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 г. № 8 (см. редакцию от 21.04.2011 г.) (вводится в действие со дня первого официального опубликования)   
Опубликовано в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.06.2018 г.
Нахождение потерпевшего в беспомощном состоянии в момент причинения ему смерти должно тщательно проверяться и оцениваться судом. При этом следует иметь в виду, что малолетний или престарелый возраст потерпевшего, нахождение его в состоянии опьянения не во всех случаях свидетельствуют о его беспомощном состоянии, поэтому указанные обстоятельства подлежат оценке с учетом конкретных обстоятельств дела (например, оказание потерпевшим активного сопротивления нападавшему, причинение ему в ответ повреждений и т.п.). 
Полная версия
ИС BestProfi