Toggle Dropdown
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТ 22 АПРЕЛЯ 1998 ГОДА «О ТОВАРИЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»
Климкин С.И., к.ю.н., академический профессор КОУ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Помимо комментируемого Закона, правовое положение товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью определяется Нормативным постановлением Верховного суда РК № 2 от 10 июля 2008 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Гражданским кодексом РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 г., а также в соответствующей части - Законом РК от 2 мая 1995 года № 2255 «О хозяйственных товариществах».
2. Кроме общих положений о юридических лицах в целом (ст.ст. 33-57) и о хозяйственных товариществах - в частности (ст.ст. 58-62), ГК посвятил товариществам с ограниченной ответственностью семь статей (ст.ст. 77-83) и одну (ст. 84) - товариществам с дополнительной ответственностью.
Данное обстоятельство дает основание говорить о Кодексе как об отсылочном акте, что вряд ли соответствует его пониманию в свете Закона РК от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах». Согласно подп. 9) ст. 1 этого Закона, под кодексом понимается закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения.
Очевидно, что присутствие в ГК лишь семи статей, посвященных ТОО, и наличие развернутого специального законодательства о них противоречит самой идеи кодификации.
3. Закон о хозяйственных товариществах, который изначально был издан в форме Указа Президента РК, имеющего силу закона, в своей первой редакции состоял из двух разделов, пяти глав, объединявших 79 статей. В настоящее время, в связи с принятием комментируемого Закона и выведением акционерных обществ из состава хозяйственных товариществ (их правовое положение регулируется Законом РК от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах»), что повлекло исключением глав, посвященных правовому регулированию ТОО, ТДО и АО, названный Закон в основном своем объеме регулирует правовое положение лишь полных и коммандитных товариществ.
4. Следует также иметь в виду, что на товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью распространяет свое действие целый ряд иных нормативных правовых актов (в области регистрации, банкротства, налогообложения, трудовых и социальных отношений, отдельных видов деятельности и т.д.).
5. Статья допускает установление специальным законодательством особенностей правового положения товариществ с иностранным участием.
Однако в связи с принятием Закона РК от 8 января 2003 г. № 373-II «Об инвестициях» и отменой Закона РК от 27 декабря 1994 г. № 266-XII «Об иностранных инвестициях» данная оговорка в большей степени утратила свое значение. Как известно, Закон «Об иностранных инвестициях» особо выделял предприятия с иностранным участием, подразделяя их на иностранные и совместные предприятия. Действующий Закон РК «Об инвестициях» такого деления не содержит.
Тем не менее, Закон РК от 17 апреля 1995 г. № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» устанавливает, что государственная регистрация юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства с иностранным участием, производится в порядке, установленном для государственной регистрации юридических лиц Республики Казахстан, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства. Если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, дополнительно должны быть представлены:
легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки;
копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя-иностранца, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.
Государственная регистрация юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства с иностранным участием, производится в порядке, установленном для регистрации юридических лиц Республики Казахстан, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, дополнительно должны быть представлены:
легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющие, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки;
копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя-иностранца, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.
6. Ограничения для иностранного участия могут быть связаны с осуществлением отдельных видов деятельности. Так, например, п. 1 ст. 5 Закона РК от 23 июля 1999 г. № 451-I «О средствах массовой информации» запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица-собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. Согласно подп. 2) п. 4 ст. 5 Закона РК от 19 октября 2000 г. № 85-II «Об охранной деятельности», иностранные юридические лица, юридические лица с иностранным участием, иностранцы, а также лица без гражданства не вправе учреждать или быть учредителями (участниками) частных охранных организаций.
7. Пункт 1 ст. 3 Закона РК от 28 марта 2003 г. № 400-II «О кредитных товариществах» устанавливает, что кредитные товарищества создаются в форме товариществ с ограниченной ответственностью на основании учредительного договора и действуют в соответствии со своим уставом.
Согласно п. 4 ст. 3 этого Закона, кредитное товарищество является коммерческой организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций без лицензии Национального Банка РК.
Названное положение ставит вопрос о возможности распространения на кредитные товарищества, как и на иные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, действия п. 3 ст. 3 ГК. Считаем, что с учетом требований ст. 6 ГК о буквальном толковании норм гражданского законодательства, приоритет банковского законодательства над гражданским действует лишь в отношении организаций, прямо названных «банками».
8. Согласно п. 1 ст. 16-1 Закона РК от 18 декабря 2000 г. № 126-II «О страховой деятельности», организационно-правовой формой страхового брокера является товарищество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Подпункт 17) ст. 3 этого Закона определяет, что страховой брокер - это юридическое лицо, представляющее страхователя в отношениях, связанных с заключением и исполнением договоров страхования со страховщиком по поручению страхователя, или осуществляющее от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или перестрахования, а также консультационную деятельность по вопросам страхования и перестрахования.
9. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РК от 26 ноября 2012 г. № 56-V ЗРК «О микрофинансовых организациях», микрофинансовая организация создается в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества. При этом, согласно п. 2 ст. 2 этого Закона, Законы Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах» и «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» распространяются на микрофинансовые организации в части, не урегулированной настоящим Законом.
10. Закон РК от 1 марта 2011 г. № 413-IV ЗРК «О государственном имуществе», помимо иных положений, устанавливает, что в товариществах с ограниченной ответственностью с участием Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан право участника на участие в управлении товариществом с ограниченной ответственностью осуществляет уполномоченный орган по государственному имуществу.
Права владения и пользования государственной долей участия в уставном капитале, находящейся в республиканской собственности, по решению Правительства Республики Казахстан могут быть переданы уполномоченным органом по государственному имуществу уполномоченному органу соответствующей отрасли. Право распоряжения долей участия в уставном капитале, находящейся в республиканской собственности, остается у уполномоченного органа по государственному имуществу.
Уполномоченный орган соответствующей отрасли, осуществляющий права владения и пользования государственной долей участия в уставном капитале, представляет интересы государства как участника по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания участников, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В товариществах с ограниченной ответственностью с участием административно-территориальной единицы право административно-территориальной единицы как участника на участие в управлении ТОО осуществляет местный исполнительный орган.
11. Пунктом 2 ст. 171 Закона о госимуществе установлено, что в зависимости от размера принадлежащей государству доли участия в уставном капитале ТОО они подразделяются на:
i) контролируемые государством, в уставном капитале которых государству принадлежит контрольная доля участия. Контрольная доля означает, что государству принадлежит более пятидесяти процентов участия в уставном капитале;
ii) с недоминирующей долей участия государства - товарищества с ограниченной ответственностью, не обладающие вышеуказанными признаками.
12. Статья не учитывает особый правовой статус хлебоприемных предприятий, определяемый Законом РК от 19 января 2001 г. № 143-II «О зерне».
Между тем, п. 3 ст. 3 ГК установлено, что отношения, связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией хлебоприемных предприятий, контролем за их деятельностью регулируются Кодексом в части, не противоречащей законодательным актам, регулирующим деятельность хлебоприемных предприятий.
В соответствии с подп. 6) ст. 1 названного Закона, хлебоприемное предприятие - это юридическое лицо, имеющее на праве собственности зернохранилище (элеватор, хлебоприемный пункт), на котором осуществляется хранение зерна. Таким образом, хлебоприемное предприятие может быть создано в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью, и его правовое положение будет в приоритетном порядке регулироваться специальным законодательством.
Так, например, указанный Закон устанавливает отличную от предусмотренной п. 1 ст. 51 ГК очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации хлебоприемного предприятия:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое хлебоприемное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
во вторую очередь производятся расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;
в третью очередь удовлетворяются требования держателей зерновых расписок, содержащих сведения о залоге;
в четвертую очередь удовлетворяются требования держателей зерновых расписок, не содержащих сведения о залоге;
в пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого хлебоприемного предприятия;
в шестую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет;
в седьмую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.
Статья 2. Понятие товарищества с ограниченной ответственностью
1. Данное определение ТОО текстуально совпадает с содержащейся в п. 1 ст. 77 ГК дефиницией.
2. По общему правилу, участники товарищества несут риск убытков от его деятельности лишь в пределах размера заявленного в учредительных документах вклада в уставный капитал. Однако следует учитывать имеющиеся исключения из этого правила.
В комментарии к настоящей статье рассматриваются лишь некоторые из них. Анализ иных случаев дополнительной ответственности участников ТОО будет содержаться в комментариях к соответствующим статьям Закона.
3. Частью первой п. 1 ст. 5 Закона РК от 21 января 1997 г. № 67-I «О банкротстве» определено, что собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредитель (участник) и/или должностные лица юридического лица-должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (умышленное банкротство). Пункт 3 ст. 44 [[ГК|523915064]] устанавливает, что если банкротство юридического лица вызвано действиями его учредителя (участника) или собственника его имущества, то при недостаточности средств у юридического лица, учредитель (участник) или соответственно собственник его имущества несет перед кредиторами субсидиарную ответственность.
Очевидно, что несмотря на то, что оба законодательных акта регулируют одну и ту же ситуацию, делают они это по-разному. Так, Закон о банкротстве говорит о преднамеренном, то есть умышленном приведении должника к несостоятельности; ГК же этого вопроса не затрагивает. Закон говорит как о действиях, так и бездействии соответствующих лиц, ГК - лишь о действиях. В этой связи практика может столкнуться перед проблемой выбора в применении того или другого законодательного акта.
Согласно Закону о НПА, приоритет должен отдаваться Кодексу. Но при этом, с учетом системного толкования законодательства, к указанной ответственности участников ТОО по его долгам возможно привлечь лишь при доказанности наличия с их стороны действий, умышленно направленных на доведение товарищества до банкротства.
4. Ответственность участников ТОО предусмотрена также ст. 94 ГК.